Михаил Пиотровский и Георгий Боос в Санкт-Петербурге открыли вторую конференцию «Свет в музее» - крупнейшее мероприятие для светотехнической и музейной отраслей

19.04.2022

     После четырехлетнего перерыва (первая конференция состоялась в 2018 году) светотехники и музейные специалисты собрались, чтобы обсудить текущее состояние и перспективы развития современного музейного освещения, вопросы воздействия света на экспонаты, разработку норм музейной световой среды и методик оценки светотехнического оборудования, представить современные световые решения, новые исследования, разработки и технологии.

     В числе более 400 участников конференции (230 очно и 180 в режиме онлайн) – представители различных музеев, производителей светотехнического оборудования, образовательных учреждений, научных и исследовательских организаций, студий светодизайна.

     Конференцию открыли генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и Президент МСК «БЛ ГРУПП», завкафедрой светотехники НИУ МЭИ, председатель НТС «Светотехника» Георгий Боос.

     В приветственном слове Михаил Пиотровский отметил важность конференции для развития музейного освещения и выделил ряд аспектов для обсуждения: «Посетителям Эрмитажа не всегда нравится то освещение, которое есть, говорят – плохо видно. Но не всегда эти претензии правильные. Света столько, сколько нужно им, а не нам. Им- это картинам, рисункам, произведениям искусства. И мы работаем над тем, чтобы свет был такой как необходимо. Есть проблема, которую нужно решать - нельзя сделать для большого музея одну систему освещения. Для каждого зала, группы залов, части залов, галерей должна быть своя система. Вторая проблема – для галерей, для магазина, для дома коллекционера, для музея необходимо разное освещение». Он также отметил, что «в последние годы у нас получается очень удачное схождение, взаимодействие технологий и эстетики». 

     Георгий Боос зачитал приветствие от Александра Беглова, в котором губернатор Санкт-Петербурга отметил, что «музейное освещение играет важную роль в организации музейных коллекций, а конференция внесет серьезный вклад в развитие музейного дела». После этого от имени Президиума РАЕН он вручил Михаилу Пиотровскому награду – Почетный знак «За пользу Отечеству» имени В.Н. Татищев – сподвижника Петра Великого, выдающегося государственного и общественного деятеля России, ученого и просветителя. 

     Затем Георгий Боос выступил с докладом «Освещение музеев как одно из приоритетных направлений светотехнической отрасли России».

     «С точки зрения решения светотехнических задач музейное освещение, пожалуй, является самым сложным, – отметил он, – Более того, свет в музее играет роль не только для создания правильного восприятия этого объекта, но отвечает и за сохранность этого объекта. Особенно это относится к различного рода экспонатам – мумиям, полотнам, бумаге, папирусам. Малейший локальный пересвет может вызывать так называемое накопления экспозиции, в результате чего можно навсегда потерять то или иное произведение искусства».

     Георгий Боос рассказал о значении первой конференции «Свет в музее» для развития музейного освещения. «Конференция является сегодня крупнейшим в России по количеству, составу и представительству участников научно-техническим мероприятием в области светотехники», – отметил он.

     За четыре года было сделано очень многое. В том числе, по его словам, «многие светотехнические изделия были разработаны после первой конференции, в том числе с учетом результатов, которые были там доложены». В Научно-техническом совете светотехнической отрасли РФ (НТС «Светотехника») создана секция «Освещение музеев», проводилось множество деловых и научно-практических мероприятий.

     Самым важным результатом первой конференции стала разработка специалистами ВНИСИ национальных стандартов музейного освещения, в том числе впервые – для светодиодного освещения. Унифицирована терминология, введены светотехнические требования и нормативы для разных типов помещений музеев, фондохранилищ, реставрационных мастерских. «Я считаю, что это большая заслуга всего светотехнического сообщества вместе с сообществом музейным и, конечно, вместе с секциями по музейному освещению и стандартизации НТС «Светотехника», – отметил Георгий Боос. Стандарты утверждены Росстандартом в 2020 году. Сейчас ВНИСИ и национальное отделение Международной комиссии по освещению работают над международными стандартами.

     В качестве важнейшей задачи, которую еще предстоит решить, Георгий Боос выделил проблему подготовки кадров не только для музейного освещения, но и для всей светотехнической отрасли. «Для решения задач, стоящих сегодня в стране перед светотехниками по модернизации всей действующей осветительной установки страны, а также создания новых установок, необходимо существенно расширить систему подготовки кадров», – отметил он.

     Георгий Боос также сообщил, что развитие образования и науки предусмотрено в проекте Программы развития светотехники до 2030 года, который разработан специальной рабочей группой и внесен в Правительство на обсуждение для внесения в разрабатываемую Стратегию развития радиоэлектронной отрасли. В проекте упор сделан на стимулирование спроса, что обеспечит развитие отечественного производства электроники полного цикла, начиная от чипов для светодиодов.

     Об итогах первой конференции «Свет в музее» и новых задачах рассказал в своем докладе «Актуальные вопросы освещения музеев» заместитель гендиректора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов: «Сейчас мы попали в другую реальность, и вопросы импортозамещения становятся очень важными. Сложившаяся ситуация позволит стимулировать отечественные предприятия к разработке светильников для музейного освещения. Нам тяжело будет покупать какие-то импортные – мало того, что дорого, но еще и сложно. И это, наверное, основная задача. Надеюсь услышать на конференции предложения по отечественному оборудованию. Также мы продолжим изучать воздействие светодиодного освещения на музейные экспонаты. Ну и то, что говорил Георгий Валентинович – надо решать проблемы в образовании. Мало кто готовит специалистов в этой области и некуда отправить на переподготовку». (Интервью с Алексеем Богдановым в преддверии конференции см. https://bl-g.ru/about/press_center/5447/).

     В ходе конференции участники представили доклады по различным аспектам музейного освещения. Во второй половине первого дня обсуждение было продолжено в рамках расширенного заседания НТС «Светотехника».

     С докладом «Музейное освещение как вид светодизайна» выступил арт-директор «СветоПроекта» – подразделения МСК «БЛ ГРУПП» Карстен Винкельс. В числе новых технологий музейного освещения он выделил технологии настраиваемого света для лучшего восприятия произведений искусства. «В последние 4-5 лет с развитием светодиодных технологий в освещении развиваются и новые технологии, связанные с настраиваемым белым светом.  Настраиваемый свет может быть использован и музеях. Мы используем такие модули для освещения картин. И мы можем увидеть картины Рембрандта, написанные при свечах или картины Левитана, написанные при определенном освещении, такими, какими их задумали художники. Все это возможно лишь при наличии системы управления светом. Цель– дать посетителям беспрецедентное ощущение от картины. При этом они сами могут регулировать яркость и диапазон цветов, чтобы получить желаемое впечатление. Мы в нашей компании «СветоПроект» корпорации «БЛ ГРУПП» работаем над этим, над вопросами цветовой температуры и восприятия», – пояснил он.

     Справка:

     В числе организаторов конференции – Российский национальный комитет Международной комиссии по освещению, Государственный Эрмитаж, Научно-технический совет светотехнической отрасли России (НТС «Светотехника»), Всесоюзный научно-исследовательский светотехнических институт (ВНИСИ) им. С. И. Вавилова. Конференция проходит при поддержке МСК «БЛ ГРУПП», Союза музеев России, Российского комитета Международного совета музеев.

     Для МСК «БЛ ГРУПП» музейное освещение является одним из приоритетных направлений работы. Специалисты МСК «БЛ ГРУПП», начиная с 90-х годов прошлого века, выполнили множество проектов освещения выставочных пространств, музеев или отдельных музейных залов. В их числе, залы Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Оружейная палата в Московском Кремле, выставочное пространство Манежа, музеи Вологодского кремля, музеи Владимира и Суздаля, музей икон Новгородского кремля, музей хрусталя в Гусь-Хрустальном и другие проекты. В последние несколько лет Корпорация вывела на рынок собственные разработки современных светодиодных экспозиционных светильников. В числе последних - светильники GALAD Афродита LED и GALAD Ника LED.

     Подробнее об особенностях различных видов музейного освещения, о выполненных нашими специалистами проектах и о наших приборах для экспозиционного освещения читайте в мартовском номере «СВЕТской жизни» (https://bl-g.ru/about/press_center/5414/).