О целевой программе развития наружного и архитектурно-художественного освещения Москвы в 2011-2015 г

01.10.2010

14 сентября 2010г. прошло заседание Правительства Москвы. Первым на повестке дня был вопрос «О комплексной городской целевой программе развития наружного и архитектурно-художественного освещения города Москвы на 2011-2015 годы».

С докладами перед Мэром Москвы Лужковым Юрием Михайловичем выступили руководитель Департамента топливно-энергетического    хозяйства    г. Москвы Скляров Евгений Викторович; председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике Орлов Степан Владимирович; начальник Объединения административно-технических инспекций г. Москвы Ножипов Харис Анверович; Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Воскресенский Игорь Николаевич; первый заместитель Мэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Москвы Бирюков Петр Павлович и другие, в том числе исполнительный директор ООО Управляющей компании «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» Боос Екатерина Георгиевна.


Подводя итоги реализации городской целевой программы развития наружного освещения, принятой в 2005г., Скляров Е.В. назвал цели и задачи, поставленные на 2005-2009 гг. в основном решенными.

По его словам, поэтапная замена световых приборов и опор имеющих сверхнормативные сроки службы привела к тому, что на сегодняшний день количество устаревших светильников в городе снизилось с 34%   в 2005 г. до 16% в 2010 г., а количество устаревших опор – с 54% до 35% соответственно

 Благодаря использованию в осветительных приборах энергоэкономичных источников света удалось существенно снизить энергопотребление в установках наружного освещения. «Средняя мощность одного светильника сократилось на 12% - со 197 ватт до 174 ватт. При общем росте количества светильников на 18% совокупное электропотребление выросло лишь на 5%». Уменьшилось количество негорящих светильников, на сегодняшний день их порядка 1,4% от общего объема, это на 40% меньше чем до начала реализации программы.

Кроме того, были разработаны и скорректированы нормативные и методические документы, в том числе строительные и эксплуатационные нормы по освещению транспортных автомагистралей, надземных и внеуличных пешеходных переходов.

Были решены вопросы освещения подходов и подъездов к детским дошкольным учреждениям и школам, в основном к основным подъездам жилых домов. «В целом, – подвел итог Скляров Е.В., – совокупность реализованных мероприятий в рамках программы 2005-2009 гг. позволила решить наиболее актуальные задачи повышения эффективности и надёжности системы наружного освещения города».

Тем не менее, целый ряд проблем, существовавших на момент формирования программы 2005 - 2009 гг., но оставшихся вне её рамок, остаются актуальными сегодня. И наиболее тревожным Склярова Е.В. назвал состояние опорных конструкций.

По его словам, к настоящему времени аварийными признано 23% обследованных опор, а общее количество нуждающихся в замене, оценивается в 26 тыс. штук. Аварийные опоры выявлены на всех категориях улиц, в том числе МКАД, Кутузовском проспекте и других. «В рамках выделенного на 2010 год финансирования в объёме от 426 млн. руб. планируется заменить более 4 тыс. опор».

Так же была отмечена серьёзная проблема с освещением территории. По словам Склярова Е.В., сегодня освещение более 350 учреждений социальной сферы нуждаются в реконструкции. Речь идет о спортивных площадках и прогулочных зонах. Кроме того, реконструкции и ремонту подлежат территории 40 объектов здравоохранения, природопользования и культуры.

«Накопились проблемы в архитектурном освещении города - это отсутствие системы управления и мониторинга объектов АХП, большое количество эксплуатируемых установок имеют сверхнормативный срок службы. В последнее время кардинально изменились подходы к технологии организации и к характеристикам применяемого оборудования». Необходимо провести «реконструкцию подсветок таких знаковых объектов как МГУ, Донской монастырь, Политехнический музей и ряд других - всего 66 объектов».

Необходимость решения вышеперечисленных задач и явилась основанием для разработки рассматриваемой городской целевой программы. Она подразумевает выделение в 2011 г. на капитальный ремонт 1,8 млрд. руб., в том числе 832 млн. на замену аварийных опор и 970 млн. на ремонт. Обсуждаемый проект постановления и программа 2011 — 2015 гг. согласованы со всеми подразделениями Правительства Москвы.

В своем выступлении Скляров Е.В. подчеркнул, что все мероприятия по ее реализации должны соответствовать требованиям энергосбережения и энергоэффективности. «Например, ликвидация избыточной освещённости, заложенная в проектах, позволит сэкономить в зависимости от категории объектов от 20 до 40% электрической энергии».

Необходимость применения технологий регулируемого светового потока подчеркнул в своем докладе также председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике Орлов Степан Владимирович. «Наружное освещение XXI века должно быть умным. Другими словами, – пояснил он, – освещённость тех или иных объектов должна меняться в зависимости от времени года и времени суток, погоды, транспортных потоков, света от других источников, например, наружной рекламы».

Изменились требования не только к техническим характеристикам и качеству приборов, но и к художественным параметрам освещения. Как отметил заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Воскресенский Игорь Николаевич, не секрет, что многие знаковые объекты, формирующие облик города, эксплуатируются уже более 15 лет, поэтому замена приборов – это еще и шанс улучшить образно-художественную характеристику объектов.

По его словам, сегодня ни один значимый объект города, будь то новое строительство или реконструкция, не рассматривается без раздела архитектурно-художественной подсветки. Так «в 2009 году было рассмотрено 38 объектов, из них 30 инвестиционные, а в 2010-м на сегодня рассмотрено 30, из них 26 инвестиционных. Среди них такие здания, как Государственный Большой театры, Институт нефти и газа Губкина, транспортные развязки на МКАД, комплекс «Рогожская слобода», Депозитарий, Московский Кремль, композиция «Рабочий и колхозница» и другие».

В ходе заседания не раз отмечалось, что реализация такой масштабной программы невозможна только бюджетными средствами. Как отметил первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Росляк Юрий Витальевич, для этого нужно активно использовать методы государственно-частного партнерства, «использовать новые формы, которые дают нам право применять энергосервисные контакты». 

О важности взаимодействия государства и бизнеса говорила в своем выступлении и исполнительный директор ООО Управляющей компании «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» Боос Екатерина Георгиевна. По ее словам, для любого бизнеса в любой отрасли наличие программных инструментов очень важно, поскольку это даёт понимание того, что ждёт от него общество и органы государственной власти, в каких именно направлениях бизнес может быть востребован, позволяет понять, какие специалисты будут нужны и, соответственно, правильно формировать кадровую политику и заниматься профессиональной переподготовкой своих сотрудников».

Итог заседания подвел Мэр Москвы Лужков Юрий Михайлович. «Программа, которая действовала до настоящего времени, помогла решить в городе целый ряд серьёзных вопросов, связанных с наружным освещением, архитектурным освещением, подсветкой, – отметил он, – она была, безусловно, полезной, но нам нужно двигаться дальше».

По словам мэра, сегодня все еще имеются серьёзные проблемы с освещением дворов, объектов социальной сферы, вечерним освещением зданий. «Нужно чтобы любая новостройка, которая появляется в городе, обязательно имела соответствующую вечернюю и ночную подсветку. И это требование должно быть размещено в нормативном документе» – заключил Мэр.