Художественный совет Москомархитектуры одобрил проект единой светоцветовой среды сталинских высоток
Данный вопрос рассматривался советом уже во второй раз. Заказчиком проекта выступает Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы. Работы выполнил авторский коллектив ООО «Светопроект»: арт-директор Карстен Винкельс, и ведущие дизайнеры Наталья Кириленко и Олег Попов.
По словам авторов проекта, здания высоток в настоящее время оборудованы установками архитектурного освещения по концепции 90-х годов на основе ламп накаливания, а позднее - металлогалогенных ламп, что ограничивало концептуальные решения техническими возможностями.
«Основываясь на уровнях восприятия с различных точек города, мы разработали концепцию освещения, которая объединяет эти уникальные сооружения в единый ансамбль. Учитывая ступенчатость архитектуры, вводим 3 уровня яркости: минимальный внизу - в пешеходной зоне, максимальный сверху - в зоне латерны и шпиля», - сообщил в своем докладе Карстен Винкельс.
По его словам, главной темой концепции послужило искусство передачи света и тени таких художников, как Михаил Врубель, Константин Коровин, Иван Крамской, Валентин Серов, а также Ян Вермеер. В основном это портреты, которые художественно и композиционно связаны с каждым из высотных зданий.
«В основе выбора цвета света лежит цветовая палитра отделочных материалов. Т.к. каждое здание имеет свой цвет облицовочного материала, наша концепция предусматривает наиболее подходящий оттенок цвета», - отметил арт-директор проекта.
Он подчеркнул, что единая цвето-световая концепция для всех зданий в базовом повседневном сценарии предусматривает освещение от тепло-белого до холодно-белого света в диапазоне цветовой температуры между 2700-4200 К. Основные сложности при реализации концепции связаны с особенностями монтажа, к примеру, нехваткой места, трудностями доступа к точкам размещения осветительных приборов, необходимостью избегать «паразитной» засветки окон жилых зданий, безопасностью.
Кроме того, помимо повседневного режима освещения концепция предусматривает также режим выходного дня, праздничный режим и цветодинамический сценарий для различного времени суток
«В ночном режиме постепенно отключается основное освещение, оставляя только шпили зданий, цвет которых переходит в глубокий синий, имитируя цвет ночного неба. К утру цвет шпилей постепенно меняется от синего к оранжево-желтому – цвету рассвета», - уточнил Винкельс.
Однако члены совета рекомендовали исключить синий цвет из освещения.
В целом художественный совет положительно оценил работу, проделанную авторским коллективом с учетом замечаний на предыдущих рассмотрениях.
«Деликатно подсвечена земля, была показана легенда рассвета над Москвой. Детальная проработка, представленная сегодня, говорит о том, что учтено всё: и ночные прохожие, и то, чтобы свет не мешал людям в домах», - прокомментировала концепцию член совета, президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Таисия Вольфтруб.
«Решение получилось светлое, но не легковесное, а торжественное и монументальное, под стать архитектурному стилю объектов», - заключила заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук.
Совет рекомендовал реализовать проект на одном из объектов и в случае необходимости доработать рабочую документацию.