Гармония света в современном городе
На портале ТПП-Информ 26.05.16 г. опубликовано интервью арт-директора ООО «СветоПроект» Карстена Винкельса «Гармония света в современном городе». На примере разработки концепции освещения гостиничного комплекса «Аль Батин Ворфи» в Абу-Даби Карстен продемонстрировал методику работы, обозначил основные требования к концепции, показал визуализированные световые образы элементов структуры комплекса.
1) Какими методиками Вы пользуетесь, работая над архитектурным освещением?
Архитектурное освещение - творческая работа дизайнера, архитектора и светотехника. Это всегда индивидуальные решения на основе изучения архитектуры объекта, его назначения, истории, месторасположения.
Расскажу подробнее на примере одной из последних работ — концепции освещения гостиничного комплекса «Аль Батин Ворфи» в г. Абу-Даби.
Наброски концепции освещения
В историческом торговом порту города Абу-Даби планируется построить эксклюзивный отель и комплекс апартаментов. В настоящее время здесь находятся центральные банки и правительственные учреждения. Вокруг старого порта в ближайшие годы наряду с правительственными зданиями появятся эксклюзивные жилые здания и отели, а также небольшие продуктовые магазины и бутики. В соответствии с концепцией архитектора Кона Педерсена (Kohn Pedersen) из компании Fox Associates в этом месте на двухэтажном цоколе возведут многофункциональное здание в форме полукруга, которое большими воротами будет открываться к морю. Полукруглой формой архитектор напоминает о надутом ветром парусе классических арабских рыболовецких и торговых кораблей тех времен, когда порт появился. Внутри полукруга, который образуется отелем высотой почти сто метров и тремя жилыми зданиями с хаммамом на крыше, находятся небольшие двухэтажные здания с озелененной кровлей, которые контурами и внешним видом соответствуют традиционным арабским городским постройкам. Здесь расположены эксклюзивный торговый молл и бассейн с ресторанами. Направленный к городу ансамбль, состоящий из торгового молла, галерей, скульптурных садов и озелененных крыш, сочетается с городским окружением и вписывается в полукруглый комплекс жилых зданий и отеля. Архитектура современная, при этом учитывается и арабский стиль. Фасады высотных зданий состоят преимущественно из стекла и стали, но все чаше используются такие натуральные материалы, как камень и дерево. Фасады торгового молла, напротив, напоминают о традиционных арабских глинобитных постройках. Они сделаны из камня, дерева и стекла. От солнца гуляющих людей защищают тенты, и перголы дающие тень.
Гостиничный комплекс, его окружение и ландшафтные зоны должны быть выполнены в соответствии с идеями ландшафтного архитектора Микьянга Кима (Mikyoung Kim). Разнообразно оформленные водные поверхности, обрамленные пальмами и зеленью променады набережных и оформленные дорогостоящими материалами с включением растений площади и дороги – лейтмотив свободной от автомобилей ландшафтной зоны, простирающейся до порта. В «скульптурных садах» те же мотивы выносятся наружу и видны с городской стороны комплекса зданий. В оформлении кровельных ландшафтов проявляется круговая форма здания.
Основные требования к световой концепции
Выдающийся дизайн отеля Al Bateen Wharf и жилого комплекса определяет новое градостроительное качество, создает новое жизненное пространство, которое гармонично соединяет людей и берег старого порта с административными областями города.
Определены следующие требования для решения задач по освещению:
– Комплекс зданий должен также и ночью восприниматься как береговой знак порта. Следует разработать сильный визуальный образ.
– Необходимо использовать исключительно энергосберегающую осветительную технику. Для освещения архитектурных объектов и ландшафтов применять не ослепляющие светильники.
– Световая концепция должна усилить архитектурный и ландшафтный дизайн.
– Освещение не должно негативно влиять на обитателей здания.
– Умные системы светового контроля должны обеспечить простое и гибкое управление.
– Приборы должны надежно и длительно функционировать в местных климатических условиях.
– Приборы должны быть просты в монтаже и обслуживании.
– Следует разработать гибкие, динамические световые сценарии.
– Необходимо максимально избегать световых загрязнений. Видимое ночное небо является важной составной частью концепции освещения.
Вдохновение
Элементы воды, море, бесконечное зеркало неба, облака, всегда движущиеся под действием ветра, создающие на водной поверхности все новые и новые волновые структуры, солнечный свет, каждую секунду проигрывающий новый световой сценарий, — все это служит источником нашего вдохновения для светового представления фасадов. Эта идея соответствует стеклу, являющемуся главной составляющей частью фасадов.
Трансформация
Внешняя световая концепция подчеркивает архитектурные детали зданий, трансформирует фасады в абстрактные скульптуры из воды, волн, имитирует игру ветра — появляется динамическая мозаика из света. Грациозный береговой знак в старом порту, картина спокойствия и расслабления… Вместо острых контуров архитектурных объектов выбран гармоничный баланс всех компонентов освещения — все они систематически интегрированы в архитектуру и позволяют создать световую картину, не мешая внутренней жизни объекта.
Эта общая концепция применяется также в ландшафтном освещении за счет тонких линейных элементов и мягкого горения и за счет дискретного функционального освещения. Геометрические графики дизайна мостовых разрабатываются в виде арабской мозаике и являются инструментом светового дизайна. Вертикальные нежно освещенные фасады и мастерски интегрированные в горизонтальные поверхности элементы освещения являются целостным образованием. Все внутренние и внешние световые системы динамически управляемые и должны быть выполнены на основе светодиодной RGBW-технологии.
Световые сцены
Концепция освещения (рис. 1) учитывает развитие различных световых сцен. За счет согласованности просвечивающихся и непросвечивающихся элементов фасада в световой игре, в игре горизонталей и вертикалей света появляется бесконечно большое количество опций для световой сценографии – некоторые из них в качестве примера показаны на фасадах (рис. 2, 3).
«Солт», «Матрикс», «Латитьюд», «Аркада» и «Скульптурный сад» — это названия уже описанных торговых моллов и ресторанов в цокольном этаже. И здесь последовательно применяется концепция интегрированных элементов освещения (рис. 4–7). Светильники установлены таким образом, что не попадают в поле зрения наблюдателя. Свет проникает через стены из оникса, подсвечивает струи водопадов, которые воспринимаются как водные стены. Каменные стены освещаются маленькими светодиодными линиями, размещенными в желобах для воды. Интегрированный в пространство свет играет с водой как рефлектор и создает неповторимую атмосферу за счет сочетания света и материала.
Концепция предлагает элегантный, качественный световой сценарий исторической части г. Абу-Даби, восстанавливает связь времен.
2) Над чем вы сейчас работаете?
В работе несколько проектов: Главная площадь в Бишкеке, футбольный стадион в Нидерландах, киностудия в Индии.
Должность: Карстен Винкельс, арт-директор компании ООО «СветоПроект» Холдинга БЛ ГРУПП